Организация производственной деятельности в Центрах компетенции на выпуске готовой продукции
«Высший технический колледж, г. Кокшетау» обеспечивает подготовку специалистов-практиков. Модернизация учебно-производственных мастерских в рамках проекта «Жас Маман» и своевременное внесение изменений в законодательство о реализации товаров, работ и услуг собственного производства позволило увеличить объемы производственной деятельности.
Переход колледжа к практикоориентированному обучению связан с усилением прикладного, практического характера в навыках, полной готовности к профессиональной деятельности, готовых предоставить необходимые работы и услуги в обществе, открыть свое предприятие малого и среднего бизнеса. На слайде представлены конкурентные преимущества колледжа и Модель выпускника ВТК-Кокшетау.
С целью подготовки специалиста с практическими навыками работы, соответствующими профессиональными компетенциями эффективно внедрили в колледже модульную технологию, кредитную, дуальную, технологию критического мышления, проблемное обучение, инновационные технологии, европейскую систему зачетных единиц ЕКВЕТ.
Внедрение и применение новых современных методов и форм обучения направлены на формирование профессионального мышления у студентов, способность принимать решения и действовать в команде. Глобальные изменения, происходящие в экономике, повышение роли знаний, внедрения современных информационных технологий, выдвигают новые требования к подготовке специалистов. Современный специалист должен уметь применять полученные знания на практике, в совершенстве владеть информационными технологиями в своей профессиональной области, обладать навыками в получении знаний, необходимыми компетенциями, быть подготовлен к работе в группе, уметь адаптироваться к возникающим ситуациям.
Эти требования находят отражение в образовательных программах, учебных планах, учебных и дидактических материалах, а также формах, методах и современных технологиях обучения. Для привлекательности и престижности учебного заведения активно привлекаются к сотрудничеству работодатели и социальные партнеры.
Прохождение практик доставляет много неудобств, в связи с тем, что не все работодатели принимают будущих специалистов на практику. А почему? Главная и наиболее часто звучащая претензия работодателей к выпускникам сегодня - оторванность полученных знаний от практики. Работодатели убеждены, что колледж не дает студенту понимания работы предприятия. Выходом из этой ситуации мы видим в организации работы учебно-производственных мастерских на выпуске готовой продукции, уже при проведении производственного обучения и практики. Практико-ориентированным обучением буквально «погружаем» студента в профессиональную среду, по-новому строим работу учебно- производственных мастерских, приближаем студентов к требованиям реального бизнеса, к предпринимательской деятельности на выпуске изделий и оказании услуг.
Мы работаем напрямую с предприятиями, создав в ВК маркетинговую службу, которая занимается изучением потребностей рынка труда и услуг, проведением консультаций с работодателями.
Особого внимания при организации производственного обучения следует изменить должностные обязанности мастера производственного обучения (учителя профессии). На слайде представлены опыт ВТК –К система работы мастеров ПО в УПМ и Центрах компетенций.
Таким образом, формируется идеальная модель конкурентоспособной личности будущего специалиста. Практикоориентированность по всем интегрированным образовательным программам составляет 63-70% учебного времени, что позволяет сформировать у будущего специалиста полную готовность к профессиональной деятельности, поскольку другие специалисты сегодня на рынке труда не востребованы.
Улучшение качества подготовки инженеров, технарей невозможно без интенсификации образовательного процесса, использования ресурсов нового поколения, адаптированных к индивидуальным особенностям обучающихся, нацеленных на активизацию самостоятельной работы. Информатизация учебного процесса в ВТК обеспечивает широкое применение средств информационно-коммуникационных технологий во всех видах учебной деятельности преподавателей и студентов. Для инновационного образовательного процесса необходимо техническое обеспечение, прикладные программы, автоматизированная система тестирования, цифровые образовательные ресурсы, преподавание в режиме on-line. На слайде представлены опыт ВТК –К система цифровизации учебно-производственного процесса.
Мы готовим специалистов которые могут предоставить необходимые услуги обществу, организуя работу учебно-производственных мастерских по выпуску готовой продукции, уже при проведении производственного обучения и практики.
Оснащенные высокотехнологичным оборудованием мировых брендов Центры компетенции работают на выпуске готовой продукции по заказам предприятий – партнеров. В Видеоролике работа УПМ и Центров компетенций на выпуске продукции.
В Центре сварочных технологий были изготовлены прицепы-конструкторы для легковых автомобилей, парковые лавки, урны, уличные фонари, кованое ограждение. В 2023 году был заключен договор с ТОО «Таза Кызмет» на изготовление в Центре компетенций Сварочных технологий Евро контейнеров в количестве 75 единиц на сумму 5 млн. тенге.
Центр компетенции по автоматизации и наладке технологического оборудования – оснащен, токарным и фрезерным обрабатывающими центрами , а также пяти осевым универсальным вертикально-фрезерным обрабатывающим центром с ЧПУ UMC-750 фирмы HAAS (США). Данный центр компетенций позволил расширить перечень выпускаемой продукции для социальных партнеров региона в сфере машиностроения: обрабатывать валы, втулки и цилиндры любой сложности. На договорной основе студенты изготавливают на токарных станках закладные детали для Железобетонных изделий, обработку трех деталей для сельскохозяйственной техники.
В период пандемии в учебном центре HAAS был налажен выпуск основной детали аппарата ИВЛ «Кокшетау 4П» - корпус коллектора, и обработка двух деталей для инвалидных колясок.
Для ТОО «Камаз Автосервисный центр» и «КазПрицеп» изготовлены прицепы для легковых автомобилей, начали выпускать ступицу и другие комплектующие для прицепов грузового транспорта.
Центр компетенции по ремонту кузовов автотранспортных средств оснащен Шведским оборудованием фирмы «CAR-O-LINER MARK 6» с 3D измерительной компьютерной системой с помощью, которой можно восстановить кузов автомобиля до заводских параметров. В данном центре оказываются услуги, как социальным партнерам, так и местному населению.
Центр компетенции мебельного производства выстроен в единую технологическую линию по производству мебели из лазерного станка для гравировки и резки Lasermann L 1309 (Япония), обрабатывающего центра ЧПУ FILATO NCT3016 (Италия), кромкооблицовочного и многофункционального станков, которые выполняют операции по отделке фасадов корпусной, кухонной, офисной мебели различного дизайна.
Благодаря приобретенному оборудованию вышивальной машины JUKI CTF 1201 (Япония), компьютеризированной одноигольной стегальной машины JUKI SS 35 B (Япония), машины челночного стежка для шитья тяжелых и сверхтяжелых материалов GOLDEN WHEEL CSU-8678 (Тайвань). повышается перечень выпускаемой продукции, в том числе мягкой мебели.
По договорам и заказам партнеров – школ, колледжей региона, детских садов и гостиниц пошиты одеяла, покрывала для гостиниц, фирменные форма и спецодежда с логотипом для предприятий питания.
В ВТК-К с 2015 года ведутся курсы «Основы предпринимательства», а с 2021 года курсы «Лидерство», Финансовая грамотность и Предпринимательство студентам колледжа лекции читают профессора Южнокорейского университета Woosong и международной школы бизнеса Solbridge. На базе ВТК-К с2020 года функционирует «Региональный Бизнес Инкубатор» с разработанным и утвержденным положением совместно с РПП «Атамекен» Акмолинской области о «Региональном Бизнес Инкубаторе». Целью работы «РБИ» - является развитие предпринимательской экосистемы в регионе.
Открытие «РБИ» в феврале 2020 года ознаменовалось проведением конкурса бизнес идей среди выпускников колледжа с денежным призовым фондом. Данное мероприятие обозначило точки роста для повышения грамотности в области предпринимательства и мер государственной поддержки среди молодежи.
Заслуживают внимание кейсы 4-х слушателей курсов, которые стали обладателями грантов на сумму 500 тысяч тенге каждый, это стало возможным, благодаря государственной программе «Еңбек» и участия в пилотном проекте «Региональный Бизнес Инкубатор» на базе «Высшего Технического Колледжа г. Кокшетау» четыре Start Up проекта «Компьютерная диагностика автомобилей», «Курочки гриль», «Доставка Цветов», и бизнес проект «Сварка на выезд».
Одним из приоритетных направлений «РБИ» является научно – исследовательская и проектная деятельность наши студенты под руководством педагогов не раз занимали призовые места в различных конкурсах научных проектов: так одна из значимых побед первые места в региональном конкурсе научных проектов «Aqmola Power». Проекты «Тепловизионное обследование с использованием БПЛА», «Мусорный комбайн», «Прототип мобильного ИВЛ на основе мешка Амбу», «Измельчитель веток» Проект водородного двигателя Каир Алихана стал обладателем гран-при международного конкурса инновационных проектов среди стран СНГ.
За весь период работы «Бизнес инкубатора» обучение прошли более 1700 студентов ВТК Кокшетау.
Главная идея дополнений в закон об образовании – переход от единого финансирования за счет средств государственного бюджета к многоканальному финансированию на основе самостоятельного поиска источников дополнительных средств. Концепция предпринимательской деятельности колледжа должна обеспечить решение трёх задач:
– привлечение средств компаний в колледж путем создания и реализации совместных коммерческих проектов или проектов для предприятий (повышение квалификации, переподготовка, оказание услуг по направлениям, не противоречащим уставной деятельности колледжа),
– обучение программам предпринимательства студентов, которые в будущем организуют собственный бизнес – развивать предпринимательское мышление у студентов,
– создание на базе колледжа бизнес - инкубатора/технопарка, вовлекая в их деятельность студентов и выпускников, помогая тем самым основать собственные компании.
Одним словом, поправки в «Закон об образовании» открывает много возможностей и перспектив для колледжа.
Только совместные, скоординированные действия колледжа и работодателей в долгосрочной перспективе могут принести ощутимую пользу всем заинтересованным сторонам, и создать эффективную систему объединения потенциала учебных заведений и предприятий социальных партнеров в подготовке высококвалифицированных кадров.
Кроме того, тандем «Организация образования – Предприятие» позволяет обеспечивать стажировку преподавателей, мастеров производственного обучения и участие опытных работников из персонала предприятия в подготовке специалистов, гарантируя реальное повышение качества учебно-производственного процесса, и обеспечения трудоустройства выпускников.
Подготовка будущих специалистов должна проходить на высоком уровне, чтобы по завершению учебы в колледжах выпускники могли удовлетворить потребность бизнеса и государства.
Учитывая новые реалии и быстрые темпы развития индустрии в стране, организациям технического и профессионального образования необходимо идти в ногу со временем, разрабатывать новые образовательные программы по новым компетенциям и стандартам, внедрять эффективные способы подготовки современных специалистов, уверенно конкурирующих на рынке труда.